Урок « Лекарственные растения»

Разработка занятия

Тема занятия «Лекарственные растения»

Цель: Расширить знания воспитанников о лекарственных растениях, умение их применять при необходимости. Формировать бережное отношение к природе.

Педагог: Ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно послушать стихотворение и сделать соответствующий вывод. Итак, внимание:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Все целебные растения

Узнаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Педагог: — О чем же речь? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. А кто лучше всего знает лекарства? (ответы детей). Следовательно, нам просто необходимо посетить аптеку! Но аптеку не простую, а аптеку Природы.

Педагог открывает створки школьной доски, и дети видят изображения различных лекарственных растений под большим заголовком «Зеленая аптека».

Педагог: То, что вы видите — аптека. Она необычная. Каждая картинка — это целебное лекарство, которое можно приготовить из трав и цветов. Они радуют не только наши глаза, но способны излечивать и недуги: помогают справляться с головной болью, останавливают кровотечение, заживляют раны, избавляют от бессонницы. А работает в этой аптеке провизор (педагог надевает белую шапочку), который и познакомит вас с ними. Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички?

(ответы детей)

Провизор: Правильно, это ромашка. Ее родина— Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели. И ее мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Ребята, как вы думаете, чем она полезна?

(ответы детей)

Провизор: Вы абсолютно правы, и простуду, и кашель, да и жар можно вылечить ее слегка горьковатым душистым отваром. Чтобы у вас всегда было под рукой целебное средство, попробуйте вырастить ромашку из семян на своем приусадебном участке. (раздаются пакетики с семенами)

А сейчас я хочу поведать вам одну старую легенду:

Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером — русалка должна была уйти в свой прохладный дом.
И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота.
Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем, обжигая. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев лучей бога Солнца.

Как вы думаете, о каком дереве идет речь? (ответы детей).

Правильно, это береза. В старину говорили: «Береза — дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого — быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было «поговорить» с деревом, попросить у него силы и помощи.
В народной медицине используют листья и почки. Собирать их следует до распускания. Используют при хронических заболеваниях почек, язве желудка, гастритах, болезни мочевого пузыря, наружно — для втирания при подагре, в виде ванн при радикулите.

Я предлагаю вам нарисовать это замечательное растение.

(дается несколько минут на выполнение задания).

Провизор: Молодцы, ребята! Я могу продолжить свой рассказ. Это растение вам знакомо с самого детства. Послушайте стихотворение:

Очень некрасиво

ведет себя крапива.

Жалит ребятишек,

Тех, что без штанишек!

Случалось с вами такое? Злились? А зря, ведь народной медицине крапива известна очень давно. Её используют как кровоостанавливающее средство при кровохаркание, сильных кровотечениях из носа, кроме того — как мочегонное, противолихорадочное, ранозаживляющее средство, при диатезах и экземе, при сахарном диабете и малярии. Наружно употребляют для укрепления волос.
В народе употребляют не только листья, но также семена, стебли и корневища. Крапива широко используется как пищевое растение. Молодые побеги, листья идут на приготовлении зелёных щей, листья на салаты.
Заготавливают листья в период цветения растения, так как позднее они увядают и опадают. Сбор производят в перчатках, или срезают серпами, затем подсушивают и обмолачивают. Сушка на солнце не допускается, так как сырье обесцвечивается, а витамины под воздействием солнечных лучей разрушаются.

Я летом не ленилась и насушила крапивы. Немного и вам принесла, заваривайте, ополоскивайте волосы после бани, крапива также стимулирует рост волос. (детям вручается по пакетику с сушеной крапивой).

Провизор: Ребята, у вас хорошее воображение? (ответы детей). Тогда закройте глаза и представьте, что вы находитесь на болоте, где собирают клюкву или чернику. Представили? А теперь скажите, чем здесь одуряюще пахнет? (ответы детей). Правильно, пахнет багульником. Существуют сказания:

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь.
А на Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.
Интересно? А что еще я знаю про него, хотите послушать? В народной медицине багульник используют как гипотензивное, успокаивающее средство при головных болях и сердечных заболеваниях, а также в форме настоев и отваров при лечении туберкулёза лёгких, при остром и хроническом бронхите, бронхиальной астме, коклюше, а также при золотухе, подагре, мокнущей экземе и как потогонное. Но при заготовке, сушке следует соблюдать осторожность, растения ядовито и своим запахом может вызвать тошноту, головокружение и головную боль.

Провизор. А теперь я хочу предложить вам продегустировать не совсем вам привычный чай. (выносится поднос с охлажденным напитком).

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах... (мяты)

(ответы детей)

Провизор: Мята полевая произрастает на всей территории Кавказа, европейской части России, Сибири, вплоть до Камчатки. В качестве сырья используют сушеные листья мяты, сбор производят в фазе бутонизации и начале цветения. Запах ароматный, приятный, вкус жгучий, при жевании вызывает прохладу во рту.
Мяту полевую назначают при головных болях и невралгиях, наружно как антисептик, внутрь в виде настоя и отвара — в качестве отхаркивающего, от удушья, болях в области желудка и кишечника, болях в области желудка и кишечника, при простудных заболеваниях в качестве потогонного средства. Наружно используют в качестве припарок как болеутоляющее.

Провизор: Большое спасибо, за то, что посетили мою аптеку. Я рассказала вам всего лишь о некоторых растениях. Существует не один десяток зеленых помощников человека. О них я расскажу вам при следующем вашем посещении. А о каких растениях пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: «Беда, беда!»

Что в огороде? (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

(ответы детей)

Провизор. Молодцы, ребята! Буду с нетерпением ждать следующей встречи с вами. До свидания. ( педагог снимает белую шапочку).

Педагог: Понравилось вам в аптеке? Придем сюда еще? Конечно. А я хочу сказать вам еще несколько слов.

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и ее береги.

Увидел росток молодой-

Не трогай его и не рви.

Увидишь ты, пройдут года

И вырастет там

Целебная трава.

Помните! Помогая природе, вы помогаете сами себе!

Поделиться
Отправить
2020  
Популярное