Йога сутра Патанджали в переводе Бориса Загуменова.

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
перевод с санскрита и комментарии Б.Загуменнова

I. ГЛАВА О САМАДХИ
ОМ! 1. Вот наставление в йоге.

  1. Йога — прекращение функций читты .
  2. Тогда зрящий пребывает в собственной природе (сварупа).
  3. Иначе — отождествление пуруши с функциями читты.
  4. Функции читты — пяти видов, при этом они связаны с клешами или не связаны.
  5. Эти виды — достоверное познание, заблуждение, викальпа, глубокий сон и память.
  6. Восприятие, вывод, авторитетное свидетельство разновидности достоверного познания (прамана).
  7. Заблуждение — ложное знание, не соответствующее природе объекта познания.
  8. Викальпа — словесное знание, не имеющее реального объекта.
  9. Сон — функция читты, основанная на восприятии небытия.
  10. Память — неисчезновение воспринятых объектов.
  11. Их прекращение — упражнением и бесстрастием.
  12. При этом упражнение — стремление к достижению устойчивости читты.
  13. Оно (упражнение) обретает прочную основу, если выполняется долгое время, без перерывов, с благоговейной преданностью.
  14. Бесстрастие — это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
  15. Свобода от жажды гун достигаемая посредством постижения пуруши, есть высшее бесстрастие.
  16. Если самадхи сопровождается витаркой, вичарой, анандой и асмитой, то это сампраджнята-самадхи.
  17. Другому виду самадхи предшествует постоянное упражнение в идее-импульсе (пратьяя) приостановки деятельности читты; в нем сохраняются лишь самскары.
  18. У существ бестелесных и слившихся-с-природой средство достижения самадхи — бытие (бхава-пратьяя).
  19. У других достижению асампраджнята-самадхи предшествуют вера, энергичность, память, самадхи и мудрость.
  20. Самадхи близко для в высшей степени стремительно-энергичных.
  21. Затем также различие в зависимости от низшей, средней и высшей степени.
  22. Или посредством ишвара-пранидханы.
  23. Ишвара — это особый пуруша, свободный от клеш, кармы, вызревания ее плодов и вместилища самскар.
  24. В Нем беспредельно «семя всезнания».
  25. Он также учитель древних, ибо не ограничен временем.
  26. Его обозначает священное слово (пранава).
  27. Его повторение, созерцание его значения.
  28. Следствие этого — постижение индивидуального сознания (пратьяк-четана) и устранение препятствий.
  29. Эти препятствия, вызывающие несосредоточенность ума, суть болезнь, апатия, сомнение, небрежность, леность, чувственность, ошибочные воззрения, недостижение [определенной] ступени и неустойчивость [ума].
  30. Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдохами-выдохами.
  31. Для их устранения — упражнение [по концентрации] на одном объекте.
  32. [В результате] постоянного проявления доброжелательности, сострадания, сорадости и равностности относительно наслаждающихся, страдающих, добродетельных и порочных — очищение ума.
  33. Или выдыхая и удерживая дыхание [достигают устойчивости ума].
  34. Или же устойчивость манаса вызывается развитием высших восприятий чувственных объектов.
  35. Или [созерцанием] лучезарного-и-лишенного-печали.
  36. Или ум [достигает устойчивости, делая опорой] то, что лишено страстей..
  37. Или опираясь на знание, возникающее из сновидений и глубокого сна.
  38. Или медитацией (дхьяна) о чем-либо, выбранном по желанию.
  39. Его сила простирается от самого малого до величайшего.
  40. Когда функции [читты] ослаблены, [она], уподобляясь прозрачной драгоценности, [достигает способности] самапатти, т. е., совершенного постижения того, что относится к познающему, познанию и познаваемому.
  41. При этом [самапатти, в котором] смешаны представления о слове, его объекте и идее объекта, есть савитарка-самапатти.
  42. Нирвитарка-[самапатти — то самапатти, в котором] при полном очищении памяти, [читта], как бы лишенная своей собственной природы, освещает лишь объект.
  43. Этим описаны также савичара-[самапатти] и нирвичара-[самапатти], имеющие объектами тонкие вещи.
  44. Сфера «тонкого» завершается в непроявленном.
  45. Они — всего лишь самадхи-с-семенем.
    Четыре вида самапатти (I, 41-44) имеют своим объектом («семенем») «внешние вещи» (бахир-васту), к которым относится пракрити и все ее проявления. Савитарка и нирвитарка имеют объектом «грубое» (стхула), а савичара и нирвичара — «тонкое» (сукшма) (см. I, 45).
  46. При совершенстве нирвичара-[самапатти] очищение внутреннего атмана (адхьятма-прасада).
  47. В этом [состоянии возникает] знание-исполненное-истины.
  48. Его объект отличен от объекта словесного и выводного знания, ибо относится к особенному.
  49. Самскары, возникающие от него, препятствуют проявлению других самскар.
  50. При устранении даже этих [самскар], вследствие устранения их всех, возникает самадхи-без-семени.
    II. ГЛАВА О ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ
  51. Тапас, свадхьяя и ишвара-пранидхана составляют крия-йогу.
  52. Крия-йога совершается с целью реализации самадхи и ослабления клеш.
  53. Клеши — это неведение, «эго», страсть, ненависть и страх смерти.
  54. Неведение — почва остальных клеш: спящих, тонких, временно подавленных и полностью проявленных.
  55. Неведение — принимание невечного, нечистого, страдания, не-атмана за вечное, чистое, наслаждение, атман.
  56. «Эго» — ложное отождествление способности зрения со зрящим.
  57. Страсть — влечение к приятному.
  58. Ненависть — отвращение к неприятному.
  59. Врожденная и глубокая привязанность к жизни, присущая не только невежде, но даже мудрому, проявляется как страх смерти.
  60. Эти тонкие клеши следует уничтожить противодействием (прати-прасава).
  61. Дхьяна устраняет эти видоизменения.
  62. «Вместилище кармы» имеет своим корнем клеши и реализуется в видимом и невидимых существованиях.
  63. Пока существует этот корень, оно воплощается в виде формы существования, его продолжительности и опыта.
  64. Они имеют результатами удовольствие или боль по причине добродетели или порока.
  65. Для того, кто обладает различающим знанием, все — лишь страдание, вследствие страдания, вызываемого изменчивостью, болью, самскарами и вследствие взаимной противоречивости функций гун.
  66. Устранению подлежит еще не возникшее страдание.
  67. Причина того, что подлежит устранению, соединение зрящего со зримым.
  68. Зримое обладает природой света, движения и инертности, состоит из «элементов» и индрий и имеет назначением обретение опыта и освобождения.
  69. Вишеша, авишеша, линга-матра и алинга «ступени» гун.
  70. Зрящий есть только зрение, но хотя он и абсолютно чист, им видимы модификации буддхи.
  71. Именно для него существование зримого.
  72. Хотя зримое и уничтожено для достигшего цели, оно не уничтожено для других, будучи присуще им.
  73. Соединение — основание для постижения истинной природы сил «обладаемого» и «обладающего» (сва — свами).
  74. Его причина — неведение.
  75. Вследствие его устранения — отсутствие соединения, это и есть «прекращение», т. е. освобождение зрящего.
  76. Средство «прекращения» — непрерывное различающее знание.
  77. Семиступенная предельная мудрость возникает у него.
  78. В результате применения средств йоги, при уничтожении нечистоты, свет знания достигает различающего знания.
  79. Яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — восемь средств йоги.
  80. Яма — это ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.
  81. Это общезначимые великие заповеди, не ограниченные жизненным статусом, местом, временем и обстоятельствами.
  82. Нияма — очищение, удовлетворенность, тапас, свадхьяя и ишвара-пранидхана.
  83. При возникновении мыслей о нарушении принципов ямы и ниямы — «созерцание противоположного» (пратипакша-бхавана).
  84. «Нарушения, т. е., причинение страдания и т. д., совершенные, вызванные или одобренные, которым предшествовали алчность, гнев или ослепление: легкие, средние или чрезмерные — имеют результатом бесконечное страдание и неведение» — таково «созерцание противоположного».
  85. При упрочении в ахимсе в его присутствии прекращение вражды.
  86. При упрочении в сатье — власть над результатами действий.
  87. При упрочении в астее — приход всех сокровищ.
  88. При упрочении в брахмачарье — обретение энергии (вирья).
  89. При утверждении в апариграхе — осознание, каковы были и будут существования (джанма).
  90. Вследствие очищения — отвращение к собственному телу и отсутствие контакта с другими телами.
  91. А также чистота саттвы от раджаса и тамаса, благое состояние ума, его сосредоточенность, подчинение индрий и способность к созерцанию атмана.
  92. Вследствие удовлетворенности — достижение высшего блаженства.
  93. Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты — совершенства тела и индрий.
  94. Вследствие свадхьяи — контакт с желаемым божеством.
  95. Вследствие ишвара-пранидханы достижение самадхи.
  96. Устойчивая и удобная поза есть асана.
  97. Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного (ананта-самапатти).
  98. В результате — невоздействие противоположностей.
  99. Когда есть это, следует пранаяма, т. е. регулирование движений вдоха — выдоха.
  100. Ее модификация — внешняя, внутренняя и «задержанная», регулируемые пространством, временем и числом; при выполнении пранаямы с учетом всего этого она становится длительной и тонкой.
  101. Четвертая модификация пранаямы — за пределами внешнего и внутреннего.
  102. В результате уничтожается то, что скрывает свет.
  103. И достигается способность ума к дхаране.
  104. Пратьяхара достигается при отсутствии контакта индрий с их объектами и как бы принятии ими природы читты.
  105. В результате — полнейшее подчинение индрий.
    III. ГЛАВА О НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЯХ
  106. Дхарана — фиксация читты на определенном пункте.
  107. Дхьяна — непрерывное течение идей, [направленное к тому пункту].
  108. Когда же она освещает лишь объект [артха], как бы лишенная собственной природы, — это самадхи.
  109. [Эти] три [вместе, направленные] на одно, есть самьяма.
  110. От овладения ею — свет мудрости.
  111. Ее применение — ступень за ступенью (бхумишу).
  112. Эти] три [элемента] — более внутреннее средство, [в отличие] от предшествующих [пяти].
  113. Но даже они — внешни [относительно] самадхи-без-семени.
  114. Подавление самскар «бодрствования» (вьюттхана) и проявление самскар «прекращения» (ниродха) при тяготении ума к моментам (состояниям) «прекращения» — ниродхическая модификация [ума].
  115. Его спокойное течение — вследствие самскар [прекращения].
  116. Уничтожение разнонаправленности ума (сарва-артхата) и возникновение единонаправленности (экаграта) — это самадхическая модификация [ума] (самадхи-паринама).
  117. Далее, при равности (неотличии) «утихших» и «возникших» идей-импульсов (пратьяя) — модификация ума, [характеризующаяся] единонаправленностью (экаграта-паринама).
  118. Этими [афоризмами] описаны модификации дхармы, лакшаны и «состояния» в элементах (бхута) и индриях.
  119. «Носитель дхарм» (дхарми) — то, чему присущи «утихшие», «возникшие» и неопределимые дхармы.
  120. Различия в последовательностях (дхарм) — причина различий в модификациях (паринама).
  121. Благодаря самьяме над тремя модификациями знание прошлого и будущего.
  122. Звук (слово), его объект и мыслеобраз [объекта] (пратьяя) [представляют собой] «смесь»- вследствие взаимоналожения (адхьяса); благодаря самьяме над ее элементами — понимание [смысла] звуков, [издаваемых] всеми существами.
  123. Вследствие непосредственного восприятия самскар — знание прежних существований (джати).
  124. [Благодаря самьяме] над мысле-образами (пратьяя) — знание других умов (пара-читта-джнянам).
  125. Но основа (аламбана) этих [мысле-образов] остается непознанной, поскольку она не была сделана объектом [самьямы].
  126. Благодаря самьяме над цвето-формой тела (кая-рупа) с прекращением [в результате этого] способности ее восприятия при отсутствии контакта органа зрения со светом — невидимость [тела йогина].
  127. Карма [-двух видов]: приносящая плоды скоро и медленно; благодаря самьяме над этим — знание о [времени] кончины. Или же [это знание достигается] посредством [самьямы] над предзнаменованиями смерти.
  128. [Благодаря самьяме] над доброжелательностью и т. д. [приобретается необычная сила] доброжелательности и т. д..
  129. [Благодаря самьяме] над силами — сила слона и т. п..
  130. Благодаря применению света сверхчувственных способностей — знание о тонком, скрытом и [чрезвычайно] удаленном.
  131. Благодаря самьяме над «солнцем»- знание миров [вселенной].
  132. [Благодаря самьяме] над «луной» — знание созвездий.
  133. [Благодаря самьяме] над полярной звездой знание движений [звезд].
  134. [Благодаря самьяме] над набхи-чакрой — знание строения тела.
  135. [Благодаря самьяме] над углублением горла прекращение голода и жажды.
  136. [Благодаря самьяме] над курма-нади устойчивость (стхарьям).
  137. [Благодаря самьяме] над светом [на макушке] головы — видение сиддхов.
  138. Или все [познается] благодаря пратибхе.
  139. [Благодаря самьяме] над сердцем — осознание читты.
  140. Опыт [является результатом] способа восприятия [познания] (пратьяя), [при котором] не различаются абсолютно отличные [друг от друга] саттва и пуруша; [опыт] существует «для другого». Благодаря самьяме над [тем, что является] целью для [самого] себя — постижение пуруши.
  141. В результате этого возникают пратибха и [сверхобычные восприятия]: слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные.
  142. Они — препятствия для самадхи, но совершенства при несосредоточенном состоянии (вьюттхана).
  143. Вследствие ослабления причины связанности [кармой] и познания [способа] перемещения [читты] вхождение читты в другое тело.
  144. Вследствие овладения уданой [благодаря самьяме] — несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., [также способность] произвольного выхода [из тела].
  145. Вследствие овладения саманой — сияние [тела].
  146. Благодаря самьяме над связью органа слуха и пространства (акаша) — божественный слух (дивьям шротрам).
  147. Благодаря самьяме над связью тела и пространства и концентрации на легкости хлопка — перемещение в пространстве.
  148. Состояние [ума], не обусловленное извне (бахир-акальпита-вритти), есть «великое бестелесное» (маха-видеха). [Благодаря самьяме на нем] — уничтожение «скрывающего свет».
  149. Благодаря самьяме над «грубым» (стхула), «собственной природой» (сварупа), «тонким» (сукшма), «связью» (анвая) и над «обладающим целью» (артха-ваттва) господство над элементами (бхута).
  150. В результате этого — проявление анимы и других (маха-сиддх), совершенства тела и невоздействие на него качеств [элементов].
  151. Красота, грация, сила и алмазная твердость совершенства тела.
  152. Благодаря самьяме над процессом восприятия, «собственной природой» (сварупа), «эго», «связью» (анвая) и над «обладающим целью» (артхаваттва) — господство над индриями.
  153. В результате этого — [быстрота перемещения тела, подобная] быстроте мысли, бестелесное восприятие и господство над прадханой.
  154. Лишь у постигшего [благодаря самьяме] различие между саттвой и пурушей — всемогущество и всезнание.
  155. В результате бесстрастия даже относительно этого, при уничтожении семян скверн (доша) [достигается] кайвалья.
  156. При искушениях [со стороны существ], обитающих в высших [сферах], пусть не будет контакта [санга] и гордости (самодовольства), ибо возможны нежелательные последствия.
  157. Благодаря самьяме над моментами и их последовательной цепью возникает различающее знание (вивека-джа джнянам).
  158. Если вещи (объекты) не отличаются [друг от друга] по роду (джати), признакам (лакшана) и положению (деша) и [потому кажутся] одинаковыми, они могут быть отличаемы [друг от друга различающим знанием].
  159. Различающее знание освобождающе (таракам) и мгновенно охватывает все объекты во всех отношениях.
  160. При равной чистоте саттвы и пуруши — кайвалья.

IV. ГЛАВА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

  1. Сверхъестественные силы приобретаются от рождения, зельем, мантрами, тапасом и посредством самадхи.
  2. Переход в другое существование (джати) вследстствие «переполнения», связанного с материальными факторами (пракрити).
  3. Материальные факторы (пракритинам) не приводятся в действие причинами [в форме добрых или злых дел], но вследствие устранения препятствий, [их действие] подобно [действиям] земледельца, [устраняющего преграду на пути потока, который далее течет уж сам собой].
  4. Сотворенные умы — лишь в результате «эго» (асмита).
  5. Один ум управляет [одновременно] многими [сотворенными им умами], несмотря на различия в их деятельности.
  6. При этом [умы], рожденные медитацией (дхьяна), лишены вместилища [самскар].
  7. Карма йогина ни бела, ни черна; у остальных она трех видов: [белая, черно-белая, и черная].
  8. В результате — проявления лишь тех васан, [которые] качественно соотносительны с тенденциями созревания [кармы].
  9. Вследствие соответствия между памятью и самскарами существует непрерывная связь [васан], хотя они и разделены существованиями, пространством и временем.
  10. И они безначальны вследствие вечности жажды [жизни].
  11. [Васаны проявляются] вследствие соединения причины, следствия, основы и «опоры»; при исчезновении этих [четырех] они исчезают.
  12. Прошлое и будущее существуют в своей собственной природе (сварупа), различия [лишь] в проявлении дхарм.
  13. Они «проявлены» или тонки [и обладают] природой гун.
  14. Вследствие единства в изменениях — единство вещей.
  15. [Хотя] вещь [сама по себе] одна и та же, вследствие различия умов — различны способы их восприятия [этой вещи].
  16. Вещь познаваема или не познаваема умом в зависимости от воздействия [или невоздействия] на него.
  17. Функции ума [см. I, 2] всегда познаваемы их владыкой — пурушей, [что происходит] вследствие его неизменности.
  18. Он не обладает собственным светом, ибо является объектом зрящего.
  19. И невозможно [для ума] одновременное познание обоих.
  20. [Если допустить] восприятие [ума] другим умом, то не было бы конца мыслям и о мыслях и [произошло бы] также смешение памяти.
  21. Неизменяющееся сознание [чити] осознает относящийся к нему буддхи [свабуддхи], [как бы] поднимая его форму (акара).
  22. Ум, будучи «окрашен» зрящим и зримым, всепостигающ.
  23. Он (ум), хотя и наполнен бесчисленными васанами, существует ради другого — вследствие комбинированной деятельности.
  24. Для видящего различие [между умом и пурушей] прекращение созерцания собственного бытия.
  25. Тогда ум «углубляется» до различения (вивека) и тяготеет к освобождению (кайвалья).
  26. Вследствие самскар в его «интервалах» [возникают] ныне идеи-импульсы (пратьяя).
  27. Их устранение — подобно [устранению] клеш, описанному ранее.
  28. Для равнодушного даже к высшему познанию (пра-самкхьяна), вследствие достижения постоянного высшего различения (вивека-кхьяти), [возникает] самадхи, [называемое] «туча дхармы».
  29. В результате этого — устранение (нивритти) клеш и кармы.
  30. Тогда познаваемое [становится] ничтожно малым вследствие бесконечности знания, свободного от всех препятствующих загрязнений (сарва-аварана-мала).
  31. В результате этого — завершение (самапти) непрерывного ряда (крама) изменений гун, ибо они выполнили свое назначение (артха).
  32. Относящееся к моментам и познаваемое по завершении изменений есть «непрерывный ряд».
  33. Освобождение — это возвращение гун, лишенных значения для пуруши в [их] исходное состояние, или пребывание силы сознания (чити-шакти) в ее собственной природе (сварупа).
Поделиться
Отправить
2019  
Популярное